ПРОФИЛАКТИКА НАРКОМАНИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
ПРОФИЛАКТИКА НАРКОМАНИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Материал подготовлен
Академией управления при Президенте Республики Беларусь
на основе сведений Генеральной прокуратуры, Следственного комитета,
министерств внутренних дел, здравоохранения,
информации, культуры, образования, спорта и туризма
Республики Беларусь
Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко в своем выступлении на пятом Всебелорусском народном собрании особо отметил: «Нельзя недооценивать такую острую для нашего общества проблему, как алкоголизм и наркомания... Ведь эта беда наносит удар как по конкретным людям и семьям, так и по генетическому коду всей нации и имиджу народа. Поэтому и бороться за здоровый образ жизни надо всем миром!».
Угроза распространения наркопотребления
Сегодня наркомания поразила все страны мира. Всемирный доклад ООН о наркотиках 2018 года констатирует, что около 275 млн. человек употребляли наркотики хотя бы один раз. По данным Всемирной организации здравоохранения (далее – ВОЗ), в последнее время из-за употребления наркотиков ежегодно умирает приблизительно 450 тыс. человек (почти вдвое превышает число жертв атомных бомбардировок гг.Хиросимы и Нагасаки в 1945 году).
Эксперты ВОЗ заявляют, что среди молодых людей, потребляющих наркотики, чаще всего действуют следующие мотивы:
- удовлетворение любопытства (75% от всех потребителей наркотических веществ впервые попробовали их по этой причине);
- подражание (почти 1/3 подростков, впервые попробовавших наркотик или одурманивающее средство, сделали это, подражая своим авторитетам);
- веяние определенной «моды»;
- крушение идеалов и духовно-нравственных ориентиров.
В XXI веке посредством Интернета предпринимаются попытки формирования т.н. пронаркотического сознания. Основную роль в этом играют сомнительные интернет-ресурсы, социальные сети, мессенджеры, позиционирующие безопасность наркотиков каннабисной группы (каннабис – однолетнее растение семейства коноплевых, служит сырьем для изготовления марихуаны, гашиша) и призывающие к легализации марихуаны. Информационное пространство является своего рода маркетинговой средой, позволяющей обеспечить изготовление, переработку, сбыт и приобретение наркотиков.
Основные классификации наркотиков
Наркотики классифицируют по источнику происхождения (растительные либо синтетические) и фармакологическим свойствам (анальгетики опийного ряда, психостимуляторы, галлюциногены, психоделики, диссоциативы, транквилизаторы (депрессанты) и др.). Подобное деление наркотиков на группы весьма условно, так как степень их воздействия зависит от способа приготовления из первоначального сырья и метода употребления (курение, вдыхание или инъекции). Насчитывается свыше 200 лекарственных средств, применение которых может способствовать формированию у пациентов болезненного влечения к ним.
В Республиканский перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (вещество, участвующее в реакции, приводящей к образованию целевого вещества), подлежащих государственному контролю в Республике Беларусь (утвержден постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 11 февраля 2015 г. № 19), включено более 600 веществ, объединенных в пять списков.
Негативное воздействие наркотических веществ на здоровье человека. Социальные последствия наркопотребления
По подсчетам экспертов, наркоман в течение своей жизни вовлекает в употребление наркотических средств от 5 до 17 человек.
Обязательное следствие наркомании – искажение семейных связей.
Для лиц, употребляющих наркотики, характерна высокая смертность в трудоспособном возрасте, что влечет за собой экономические потери (непроизведенный доход).
По данным Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь, в 2018 году отравления наркотическими средствами и психотропными веществами стали причиной смерти 30 человек (в первой половине 2019 г. – 15 человек).
Помимо смертельных и несчастных случаев в остром психотическом состоянии, следует назвать самоубийства, как результат депрессии, дисфории (форма болезненно-пониженного настроения, характеризующаяся мрачной раздражительностью, чувством неприязни к окружающим). Риск самоубийства возрастает при алкоголизме в 200 раз, при наркоманиях – в 350 раз. Длительность жизни наркозависимого человека – ориентировочно 10-15 лет.
Обеспечивая предложение наркотиков, вовлекая в среду криминальной деятельности молодых людей, наркопреступность проникает в различные сферы жизнедеятельности человека. Тяжелейшим социальным следствием наркотизации являйся рост преступности в обществе (в том числе организованной международной преступности) и ухудшение состояния здоровья населения в целом.
Противодействие незаконному обороту наркотиков в Беларуси
По данным Министерства внутренних дел Республики Беларусь, в 2012 – 2014 годах обстановка в стране, связанная с незаконным оборотом наркотиков, характеризовалась значительным ростом наркопреступлений, увеличением числа наркопотребителей (в первую очередь спайса) и их омоложением. За 2014 год прирост наркопреступлений составил более 46%.
Ситуация была стабилизирована после подписания Главой государства 28 декабря 2014 г. Декрета № 6 «О неотложных мерах по противодействию незаконному обороту наркотиков». Комплексный подход к решению проблемы наркотиков принес ощутимые результаты.
Как сообщило МВД, число зарегистрированных наркопреступлений с 2014 года по 2018 год сократилось в 1,5 раза (2014 год – 7,3 тыс.,
2018 год – 4,9 тыс.), а совершенных несовершеннолетними либо с их участием – почти в 5 раз (с 466 в 2014 году до 97 в 2018 году). Удельный вес наркопреступлений в массе общеуголовных преступлений снизился с 7,8% в 2014 году до 5,9% в 2018 году.
Как сообщает Министерство информации Республики Беларусь, в 2015 – 2019 годах по уведомлению МВД были приняты решения об ограничении доступа к 558 информационным ресурсам в сети Интернет за распространение информации, направленной на реализацию наркотических средств.
Складывающаяся в 2019 году в Республике Беларусь наркоситуация продолжает оставаться контролируемой и стабильной. Об этом свидетельствует снижение на 5% числа зарегистрированных наркопреступлений (с 2666 за 6 месяцев 2018 г.
до 2533 за 6 месяцев 2019 г.). По данным МВД, на 10,7% снизилось количество выявленных несовершеннолетних лиц, совершивших преступления, связанные с наркотиками.
Справочно.
По данным Генеральной прокуратуры Республики Беларусь, количество изъятых наркотиков в 2018 году составило 883 кг. Наибольшую долю составил гашиш – 59%, марихуана – 33% и маковая соломка – 7%. За 6 месяцев 2019 г. было изъято 315 кг наркотических средств и психотропных веществ.
Вместе с тем общее количество передозировок наркотиками в текущем году несколько возросло (соответственно 141 – 166), при этом число передозировок, допущенных несовершеннолетними, снизилось в 2 раза (6 – 3).
Вниманию выступающих: здесь и далее целесообразно приводить соответствующие сведения и примеры применительно к конкретному региону, территории, населенному пункту.
В 2018 году за преступления в сфере незаконного оборота наркотиков было осуждено почти в два раза меньше несовершеннолетних по сравнению с 2017 годом. Если в 2017 году было 105 несовершеннолетних, осужденных за преступления в сфере незаконного оборота наркотиков, то в 2018 году – 58. За первое полугодие этого года осуждены 23 несовершеннолетних, из них 9 - за распространение.
Ответственность, предусмотренная в Республике Беларусь за совершение незаконных операций с наркотическими средствами и психотропными веществами и связанных с ними правонарушений
В соответствии с частью 1 статьи 328 «Незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов» Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее – УК) незаконные без цели сбыта изготовление, переработка, приобретение, хранение, перевозка или пересылка наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров или аналогов наказывается ограничением свободы на срок до 5 лет или лишением свободы на срок от 2 до 5 лет.
За незаконные с целью сбыта изготовление, переработку, приобретение, хранение, перевозку или пересылку либо незаконный сбыт наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров или аналогов санкция части 2 статьи 328 УК Республики Беларусь предусматривает лишение свободы на срок от 3 до 8 лет.
Справочно.
23 июля 2019 г. Глава государства А.Г.Лукашенко подписал Закон «Об изменении Уголовного кодекса Республики Беларусь». В документе, в том числе, предусматривается сокращение нижнего предела наказания за незаконный оборот наркотиков (статья 328 УК). При этом срок лишения свободы по части 2 этой статьи устанавливается от 3 до 8 лет, а по части 3 – от 6 до 15 лет (до принятия Закона – соответственно от 5 до 8 и от 8 до 15 лет). Корректировка УК позволит судам в каждом конкретном случае более избирательно подходить к назначению наказаний за преступления, связанные с оборотом наркотиков, с учетом всех обстоятельств их совершения.
Сбыт наркотиков, потребление которых повлекло смерть человека, карается лишением свободы на срок от 12 до 25 лет (часть 5 статьи 328 УК).
Уголовная ответственность за совершение незаконных операций с наркотическими средствами и психотропными веществами и связанных с ними правонарушений предусмотрена также статьями 327, 328‑1, 328‑2, 329, 330–332 УК.
Справочно.
По данным Генеральной прокуратуры Республики Беларусь, наибольшее количество преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков, совершаемых преступниками, в зависимости от их умысла, квалифицируется частями 1 – 4 статьи 328 УК (94% за 6 месяцев 2019 г.).
За потребление наркотиков в общественном месте либо появление в общественном месте или нахождение на работе в состоянии наркотического опьянения частями 4–6 статьи 17.3 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях Республики Беларусь предусмотрена административная ответственность (штраф в размере от 5 до 15 базовых величин). За повторное совершение таких действий в течение года – уголовная.
Основные статистические данные по Республике Беларусь
В нашей стране создана многоуровневая система оказания наркологической помощи. По данным Министерства здравоохранения Республики Беларусь, в структуре наркологической службы функционирует 28 стационарных отделений, 26 отделений дневного пребывания, развернуто 270 коек для реабилитации наркозависимых пациентов. В каждой центральной районной больнице имеется кабинет врача-психиатра-нарколога для оказания медицинской помощи наркозависимым. Для обслуживания взрослого населения введено 437 должностей врачей-психиатров-наркологов, для обслуживания детского населения – 82 должности врачей-психиатров-наркологов.
В 2018 году общее число состоящих на учете больных наркоманией, токсикоманией и потребителей психоактивных веществ (далее – ПАВ), составило около 13,7 тыс. человек. Наибольшее число пациентов – в г.Минске (около 5,3 тыс. человек), наименьшее – в Могилевской области (порядка 900 человек). Общее число лиц, страдающих синдромом зависимости от наркотических веществ, составило 7,7 тыс. пациентов.
По оперативной ведомственной отчетности, на 1 июля 2019 г. под диспансерным наблюдением наркологической службы находилось
7,6 тыс. пациентов с синдромом зависимости от наркотических веществ и 5,1 тыс. пациентов под профилактическим наблюдением в связи с употреблением наркотических веществ, которое носит вредные последствия, но не сопровождается клиническими проявлениями заболевания. Вместе с тем часть лиц, употребляющих ПАВ, не попадает в поле зрения медицинских работников и сотрудников правоохранительных органов.
Начиная с 2016 года в республике отмечается снижение обращаемости населения за оказанием наркологической помощи.
Так, в 2016 году синдром зависимости от наркотических веществ был впервые установлен у 679 пациентов, в 2018 году – у 439 пациентов.
В республике среди лиц, состоящих на наркологическом учете, женщины составляют 17,38% (2,4 тыс. человек).
Наиболее многочисленные возрастные группы потребляющих наркотические средства и психоактивные вещества – 26-30 лет (3,2 тыс. человек, или 23,07%), 31-35 лет (22%), 21-25 лет (20%).
Наибольшее количество больных наркоманией и токсикоманией имеют среднее образование – 47% (6,5 тыс. человек), среднее специальное – 39%, неполное среднее образование – 11%, высшее – 2%.
Семейное положение наблюдаемого контингента: холост
(не замужем) – 54% (7,4 тыс. человек), женат (замужем) – 26%, разведен (разведена) – 17%, вдовец (вдова) – 3%.
34% пациентов судимы два и более раза (4,6 тыс. человек), однократно судимы – 25% (3,3 тыс. человек), при этом судимость
34% пациентов была связана с наркотиками.
Анализ показателей здоровья населения свидетельствует о снижении общего числа лиц, страдающих наркоманией, на протяжении последних лет.
Тем не менее в нашей стране проблема распространения наркотиков не утрачивает своей значимости.
Проведенный Генеральной прокуратурой анализ данных о лицах, совершивших незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов, показывает, что основной перманентной их характеристикой является отсутствие занятости. Среди выявленных лиц, совершивших данные преступления в 2018 году, удельный вес не работающих и не учащихся составил 70,7%.
Реализуемые в Беларуси меры по лечению и реабилитации больных наркоманией и токсикоманией
В Республике Беларусь государственная политика в области оказания наркологической помощи направлена на создание условий для сохранения, укрепления и восстановления здоровья граждан, улучшение морально-психологического положения лиц, страдающих зависимостью от ПАВ, в семье, коллективе, обществе.
Справочно.
В разделе «Болезни от А до Я» сайта Министерства здравоохранения Республики Беларусь функционирует подраздел «Наркомания», где даны подробные ответы на вопросы «Каковы популярные заблуждения о наркотиках?», «Каковы современные методы лечения и профилактики наркотической зависимости?» и др. (см.: http://minzdrav.gov.by/ru/dlya-belorusskikh-grazhdan/profilaktika-zabolevaniy/index.php).
На основании государственных социальных стандартов наркологическая помощь является бесплатной. Данная помощь может оказываться в организациях здравоохранения, как в амбулаторных, стационарных условиях, в отделениях дневного пребывания, так и вне организаций здравоохранения (для лиц, отбывающих наказание в условиях пенитенциарной (уголовно-исполнительной) системы). Для лиц, обратившихся в организацию здравоохранения добровольно, предусмотрено анонимное лечение без постановки на наркологический учет.
Справочно.
При добровольном обращении несовершеннолетнего или его законных представителей за наркологической помощью врачи-специалисты учреждения здравоохранения «Городской клинический наркологический диспансер» (см.: https://narkologi.by) проводят анонимное консультирование. При самостоятельном обращении за наркологической помощью несовершеннолетнего с диагнозом употребления психоактивных веществ с вредными последствиями он наблюдается врачом-психиатром-наркологом на условиях анонимности. При установлении оснований для наблюдения несовершеннолетнего в контрольной, профилактической, диспансерной группах наблюдения либо при необходимости назначения анонимно наблюдаемому несовершеннолетнему медикаментозного лечения, врач-специалист информирует его законных представителей.
Для систематического оказания консультативной помощи населению по профилактике зависимостей организована работа «прямых линий» и «телефонов доверия», в том числе с участием врачей-валеологов (врач, который профессионально разбирается в вопросах здорового образа жизни, питания, закаливания, сохранения здоровья на физическом, социальном и психическом уровнях), психологов, врачей-наркологов, психотерапевтов.
Во всех областях республики функционируют реабилитационные отделения (центры) для пациентов наркологического профиля. Реабилитация осуществляется мультидисциплинарными бригадами специалистов (врач-психиатр-нарколог, врач-психотерапевт, психолог, социальный работник).
Для потребителей инъекционных наркотиков (далее – ПИН) доступны программы снижения вреда.
Во всех регионах Беларуси уже в течение более 10 лет осуществляется т.н. заместительная терапия метадоном (назначение препарата метадон взамен употребляемых инъекционных опиоидов, поддержанное ВОЗ и ООН, далее – ЗТМ). На 1 января 2019 г. в Беларуси ЗТМ принимали 728 пациентов с синдромом зависимости от опиоидов, за последние три года их количество снизилось на 17,5%.
В конце 2019 года на базе государственного учреждения «Республиканский научно-практический центр психического здоровья» планируется открытие экспериментального отделения по проведению лечения, оказанию психологической и психотерапевтической помощи лицам, страдающим наркозависимостью, в соответствии с обязательной программой по их социализации.
Для своевременного принятия мер по профилактике наркомании важным является выявление лиц, употребляющих наркотические средства, в трудовых (учебных) коллективах для организации профилактической работы, оказания медицинской помощи и реабилитации. При этом существенную роль играет формирование в организации корпоративной культуры.
Профилактика наркомании среди детей и молодежи
Основные направления работы по профилактике наркомании среди детей и молодежи:
- обучение и просвещение учащихся;
- подготовка и переподготовка педагогических кадров;
- информационное просвещение родительской общественности.
В учреждениях образования (далее – УО) обеспечиваются:
- выполнение Комплексного плана мероприятий, направленных на принятие эффективных мер по противодействию незаконному обороту наркотиков, профилактике их потребления, в том числе среди детей и молодежи, социальной реабилитации лиц, больных наркоманией на 2019 – 2020 годы;
- выполнение комплекса мер по поддержанию дисциплины и правопорядка в УО, профилактике противоправного поведения и негативных явлений в молодежной среде, формированию правовой культуры учащихся;
Справочно.
В этих целях в УО реализуются различные мероприятия и проекты по организации профилактической работы с обучающимися и родительской общественностью. К примеру:
в Гомельской области в УО проведены единые дни здоровья «Молодежь за здоровье», профилактические молодежные акции «Полезные каникулы», «Здоровая нация», флешмобы «Зимний бум»;
в Минской области проведена межведомственная акция «Дружим с Законом!»;
в г.Минске проведены лекции «Мотивы «плохого» поведения», «Предупрежден – значит вооружен: легальных «миксов» не существует!» (в сотрудничестве с инспекцией по делам несовершеннолетних и управлением по наркоконтролю и противодействию торговле людьми ГУВД Мингорисполкома).
- проведение психосоциального анкетирования и медицинских осмотров учащихся и студентов на предмет употребления алкоголя, наркотических веществ, психотропных веществ и их аналогов, в порядке, утвержденном Министерством образования и Министерством здравоохранения Республики Беларусь;
- организация постоянно действующих семинаров для руководителей и специалистов УО по тактике выявления обучающихся, находящихся в состоянии наркотического опьянения, потребляющих алкогольные напитки, наркотические вещества, психотропные вещества и их аналоги.
Во всех социально-педагогических центрах страны созданы и осуществляют свою деятельность отделы (сектора) профилактики и комплексной реабилитации.
Справочно:
По данным Министерства образования Республики Беларусь, в 2018 году за оказанием помощи в социально-педагогические центры обратилось более 400 несовершеннолетних (в Брестской области – 101 человек; в Гродненской области – 135 человек; в Гомельской области – 25 человек; в Могилевской области – 64 человека; в Минской области – 96 человек; в г.Минске – 71 человек).
Обеспечивается временная трудовая занятость обучающихся как в индивидуальной форме, так и в составе трудовых бригад, студенческих отрядов. Первоочередным правом трудоустройства пользуются учащиеся, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа либо находящиеся в социально опасном положении.
Справочно.
В 2018 году организована работа 1883 студенческих отрядов, в составе которых трудоустроены около 12,5 тыс. несовершеннолетних, что составляет почти 50% от общего количества трудоустроенных, из них 784 человека, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа, и 364 несовершеннолетних, признанных находящимися в социально опасном положении.
Совместно с Министерством здравоохранения Республики Беларусь в УО продолжена реализация:
- профилактического проекта «Мой стиль жизни сегодня – мое здоровье и успех завтра!»;
- межведомственных информационных проектов «Здоровая школа», «Здоровый класс», «Школа – территория здоровья».
Учащиеся активно вовлекаются в проведение спортивно-массовых (молодежный марафон «Формула будущего: Молодежь + Здоровье», соревнования «Золотая шайба», «Кожаный мяч», «Стремительный мяч» и др.) и физкультурно-оздоровительных мероприятий, в том числе в рамках 6-го школьного дня, с учетом их интересов и возрастных особенностей. Работа спортивных залов в УО организована с акцентом на вечернее время.
Новой формой профилактической работы является проведение комплексной реабилитации несовершеннолетних, которая включает систему мер по оказанию социально-педагогической и психологической помощи, проведению медицинской профилактики и реабилитации в отношении несовершеннолетнего, направленных на восстановление его здоровья, предупреждение противоправного поведения, формирование у него умений и навыков оценивать, контролировать и конструктивно разрешать проблемные ситуации, формировать ценностные ориентации.
В целях раннего выявления употребляющих наркотические средства нужно последовательно внедрять тестирование школьников на употребление наркотических средств в установленном порядке.
Взаимодействие государственных органов с общественными объединениями и движениями, религиозными организациями
Важнейшим компонентом в профилактике наркомании является активное партнерство госорганов с общественными организациями.
По инициативе Республиканского совета РОО «Белая Русь» в стране ежегодно проводится акция «Белая Русь» – против наркотиков», в ходе которой первичными организациями объединения проводится комплекс мероприятий по профилактике наркомании среди различных категорий населения.
Справочно.
Например, Гомельской областной организацией «Белая Русь» и УВД Гомельского облисполкома проведен конкурс социальной рекламы «Жизнь вне зависимости» среди обучающихся и студентов.
Молодечненской районной организацией изданы информационные буклеты о вреде наркотиков, проведены конкурсы плакатов и рисунков «Мы выбираем здоровье», информационные часы в УО «Трагедия молодого поколения», а также совместно с учреждениями здравоохранения занятия «Откровенно о наркотиках и здоровье».
За 2018 год ОО «БРСМ» совместно с заинтересованными органами государственного управления проведено в Беларуси более 270 мероприятий, направленных на профилактику наркомании, токсикомании, табакокурения и алкоголизма (в том числе акций и проектов в рамках молодежного движения «Я люблю тебя, жизнь!»).
БРСМ, министерства спорта и туризма, информации, образования Республики Беларусь, Минский областной и Воложинский районный исполнительный комитеты, Белорусская железная дорога являются организаторами республиканского спортивного фестиваля для работающей молодежи «Олимпия» (ежегодно в нем принимают участие более 1,5 тыс. юношей и девушек из разных регионов Беларуси).
На решение проблем по распространению наркотиков, формирование единой негативной позиции в отношении наркотиков и лиц, их распространяющих направлена республиканская акция БРСМ и МВД «ОСТОРОЖНО! дороГа в АД!» (см.: http://brsm.by/news/aktsiya-brsm-ostorozhno-doroga-v-ad-startovala-v-belarusi/).
При поддержке областных структур управлений образования и управлений (отделов) по наркоконтролю и противодействию торговле людьми действуют молодежные отряды охраны правопорядка.
Справочно.
По состоянию на 1 января 2019 г. свыше 15,3 тыс. человек объединены в 800 отрядов.
Министерство образования для проведения в УО Беларуси обучающих семинаров, информационно-просветительных мероприятий, разъяснительной работы среди родительской общественности активно привлекало представителей РОО «Матери против наркотиков», РОО «Белорусская ассоциация клубов ЮНЕСКО», Центров доверия подросткам при учреждениях здравоохранения и др.
В свою очередь МВД наладило эффективное взаимодействие с БОО «Позитивное движение», фондом «Центр здоровой молодежи», РОО «Матери против наркотиков» и др. Эти структуры приняли активное участие в разработке и поддержке сайта Pomogut.by.
Справочно.
Данный веб-ресурс ориентирован на оказание помощи конкретному гражданину в конкретном населенном пункте: начиная от советов при наркозависимости и передозировки и до оказания помощи несовершеннолетним (зависимым, созависимым). Ведется работа над второй ветвью ресурса, которая будет ориентирована на детей, педагогов и родителей.
Вышеназванные организации также консультируют нуждающихся в помощи на базе Минского городского центра социального обслуживания семьи и детей (http://7ja-by.by).
Министерство здравоохранения за счет активного взаимодействия с общественными организациями (РОО «Матери против наркотиков», БОО «Позитивное движение», ОО «Анонимные наркоманы» и др.) развивает стационарзамещающие технологии, что способствует увеличению длительности ремиссии (период течения хронической болезни) лиц, зависимых от ПАВ.
Органами местного управления поддержаны инициативные группы населения, созданные в рамках проекта ВОЗ «Здоровые города»
(см.: http://minzdrav.gov.by/ru/sobytiya/uchastie-belarusii-v-povestke-dnya-/).
Активное участие в мероприятиях по профилактике и борьбе с наркоманией принимают религиозные организации традиционных конфессий.
Действует Координационный центр Белорусской Православной Церкви (далее – БПЦ) по противодействию наркомании и алкоголизму в честь святого мученика Вонифатия. Функционируют Реабилитационный центр Белорусского Экзархата «Анастасис» для лиц, страдающих алкогольной и наркотической зависимостями (д.Сосновка, Слонимский район Гродненской области; в июле 2016 г. было подписано соглашение о сотрудничестве Центра «Анастасис» с МВД Республики Беларусь; за время работы центра реабилитацию прошли свыше 460 человек; см.: http://www.anastasis.by), Центр духовной реабилитации алкоголе- и наркозависимых лиц в сочетании с трудотерапией (подворье Свято-Елисаветинского монастыря в дер.Лысая Гора Минского района, см.: http://obitel-minsk.ru) и др. Синодальным отделом по тюремному служению БПЦ выполняется План духовно-просветительской работы по предупреждению правонарушений и профилактике пьянства и употребления наркотических, психотропных, одурманивающих веществ и их аналогов в учреждениях Департамента исполнения наказаний МВД Республики Беларусь.
В борьбе с наркозависимостью принимают участие организации Римско-католической церкви в Республике Беларусь (далее – РКЦ). В том числе Молодежная миссия «Чистое сердце» при Минско-Могилевской архиепархии РКЦ, Центр по борьбе с зависимостями при религиозной общине «Приход Царя Иисуса Христа» в г.п.Бегомль Докшицкого района Витебской епархии и др.
Вклад в предупреждение и противодействие наркомании вносят также Объединенная Церковь христиан веры евангельской, организации евангельских христиан баптистов, религиозное объединение общин христиан полного Евангелия, республиканское религиозное объединение «Конференция Церквей Христиан Адвентистов Седьмого Дня в Республике Беларусь». В иудейских и мусульманских религиозных общинах акцент делается на пропаганду среди верующих здорового образа жизни.
Антинаркотическая пропаганда в Республике Беларусь
Государственными СМИ обеспечено широкое информационное сопровождение рассматриваемой тематики. Созданы специальные рубрики, проводятся совместные с госорганами акции, в теле- и радиопередачах. Активная работа по размещению и обсуждению материалов антинаркотической направленности ведется на форумах интернет-ресурсов, в социальных сетях и блогах. На сайте агентства БелТА создана постоянная рубрика «Борьба с незаконным оборотом наркотиков» (см.: https://www.belta.by/all-rubric-news/viewSuzet/borba-s-nezakonnym-oborotom-narkotikov-36/).
В эфире телеканалов размещено около 10 социальных видеороликов, посвященных вопросам антинаркотической направленности и здорового образа жизни (в том числе по инициативе Мининформа).
Справочно.
Среди них: «Твой выбор», «Наркодилер», «Сделай правильный выбор» и др. Кратность в эфирном времени составляет 2–3 раза в день.
Также профилактические видеоролики были созданы в Беларуси по заказу Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании для использования при проведении классных часов, воспитательных мероприятий по тематике здорового образа жизни.
Справочно.
Например, видеоролик «Как работают наркотики?» (см: https://www.youtube.com/watch?v=-ucf06JiHHQ).
Кинотеатрами и кино-видеоустановками в регионах организуются циклы кинопоказов с предсеансовыми тематическими видеофильмами, социальными роликами, беседами с участием представителей РОВД, врачей-наркологов, врачей-валеологов.
Библиотечные выставочные комплексы пополняются соответствующими информационными материалами.
Организована работа по оформлению на улицах и в местах проведения мероприятий соответствующих рекламных щитов, лайтпостеров (рекламная конструкция для пешеходов, имеющая, как правило, двухстороннюю структуру, на светопрозрачной основе).
Клубными учреждениями организовываются мероприятия по формированию здорового образа жизни: тематические ток-шоу, диско-акции, танцевальные и музыкальные флэш-мобы, интерактивные и форум-театры, акции-концерты, шоу-программы, конкурсы и выставки тематических рисунков и плакатов.
Справочно.
Например, к Международному дню борьбы с наркоманией и незаконным оборотом наркотиков (1 марта) среди клубных учреждений Ивацевичского района Брестской области проведен районный конкурс на лучший сценарий и плакат по теме «Мир без наркотиков». По итогам конкурса издан сборник лучших сценариев.
При клубных учреждениях работает более 11 тыс. клубных формирований, в которых занимается свыше 110 тыс. детей и молодежи. Их творческий потенциал реализуется через многочисленные международные, республиканские, областные и районные мероприятия (фестивали, смотры-конкурсы, выставки, праздники, КВН, экскурсии, музейные занятия, интеллектуальные турниры и др.).
В регионах регулярно проводятся культурно-спортивные праздники («День здоровья», «Молодежь за здоровый образ жизни!», «Быстрее! Выше! Сильнее!», «Здоровый я – здоровая страна!»), спортивно-игровые программы («Спорт – ты мой друг!», «В здоровом теле – здоровый дух!», «Здоровый человек – богатый человек!») и спортивно-развлекательные программы («Мое здоровье – в моих руках» и др.).
Справочно.
Например, на протяжении пяти лет в Могилевской области организовано проведение спортивных мероприятий «Через спорт и общение к здоровью каждого», в которых принимают участие воспитанники специальных учебно-воспитательных учреждений, подростки, с которыми проводится индивидуальная профилактическая работа, а также участники подростковых православных патриотических клубов «Сокол», «Пересвет».
Антинаркотическая пропаганда активно ведется в Интернете.
К примеру, на сайте Следственного комитета Республики Беларусь функционирует рубрика «Вместе против наркотиков!»
(см.: https://sk.gov.by/ru/vmeste-protiv-narkotikov/), на сайте МВД – раздел «Предупреждение и профилактика наркомании»
(см.: https://mvd.gov.by/ru/page/zdorovyj-obraz-zhizni/preduprezhdenie-i-profilaktika-narkomanii).
В структуре информационно-образовательного портала для школьников Вучань.by создан раздел «Нет наркотикам!», содержащий, помимо официальной информации, поучительный кроссворд по тематике борьбы с наркотиками, а также тематические пазлы
(см.: https://vuchan.by/информирование/декрет-№6).
Сотрудничество Республики Беларусь с международными организациями в рамках борьбы с наркоманией
Беларусь является участником всех многосторонних антинаркотических соглашений, а также соответствующих конвенций ООН. Наша страна принимает активное участие в международной системе контроля над наркотиками. Белорусский опыт востребован и положительно позиционируется на международной арене.
Справочно.
В 2016 году Комиссия ООН по наркотическим средствам на 59-й сессии приняла Резолюцию «Содействие принятию мер в отношении новых психоактивных веществ и стимуляторов амфетаминового ряда». Авторами данной резолюции являлись Австралия, Беларусь и США.
В 2017 году зафиксировано соавторство 45 государств во второй белорусской резолюции, посвященной профилактике наркопотребления среди детей и молодежи.
В текущем году в ходе 62-й сессии Комиссии ООН по наркотическим средствам Республика Беларусь стала соавтором проекта резолюции Российской Федерации «Поддержка Международного комитета по контролю над наркотиками в деле выполнения его роли, закрепленной в международных договорах».
Активное сотрудничество в вопросах противодействия незаконному обороту наркотиков и профилактики наркомании белорусская сторона осуществляет в рамках Союзного государства и ОДКБ, с Управлением ООН по наркотикам и преступности (далее – УНП ООН), ОБСЕ, ЕС, СЕ, Объединенной программой ООН по ВИЧ/СПИД (ЮНЭЙДС), Интерполом, Центральноазиатским региональным информационным координационным центром по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, Группой Совета Европы по сотрудничеству в борьбе со злоупотреблением наркотиками и их незаконным оборотом (Группа Помпиду), ФБР, Детским фондом ООН (далее – ЮНИСЕФ) и др.
Справочно.
К примеру,
14 декабря 2018 г. в рамках сотрудничества Верховного Суда Республики Беларусь и ЮНИСЕФ в партнерстве с УНП ООН состоялась Международная конференция, посвященная вопросам предупреждения преступлений несовершеннолетних, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов;
21 мая 2019 г. в МИД Республики Беларусь состоялась церемония подписания меморандумов о сотрудничестве между Государственным пограничным комитетом, Государственным таможенным комитетом, Министерством внутренних дел, Следственным комитетом Республики Беларусь и Агентством по борьбе с наркотиками Министерства юстиции США.
2 августа 2019 г. в г.Минске состоялась международная конференция «Предупреждение потребления несовершеннолетними наркотиков и алкоголя», организованная Генеральной прокуратурой Республики Беларусь во взаимодействии и при поддержке представительства ЮНИСЕФ в Беларуси в рамках глобальной программы по предупреждению и противодействию торговле людьми и незаконному ввозу мигрантов (GLO.ACT).
Основные направления совершенствования деятельности в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков
Как заявил Глава государства А.Г.Лукашенко, «настойчивость и системные решения в сфере противодействия распространению наркотиков действительно позволили переломить ситуацию на наиболее угрожающих направлениях. Это выбило у наркодельцов почву из-под ног.., что спасло не одну молодую жизнь». «Вместе с тем, – подчеркнул Президент, – успокаиваться пока рано. Беларусь не изолирована от остального мира, и наркоугроза остается».
Работа на данном направлении проводится по следующим ключевым направлениям:
- пресечение каналов поставок наркотиков и деятельности организованных преступных групп и преступных организаций;
- формирование полномасштабной системы профилактики наркомании (в том числе первичной профилактики потребления наркотиков среди несовершеннолетних и молодежи);
- информатизация превентивной антинаркотической работы;
- совершенствование мер, направленных на борьбу с незаконным оборотом наркотиков в глобальной компьютерной сети Интернет;
- разработка и внедрение программ длительной реабилитации наркозависимых лиц с качественной социальной компонентой.
Противодействие незаконному обороту наркотиков и связанной с ним наркопреступности продолжает оставаться одним из приоритетных направлений государственной политики обеспечения национальной безопасности.
Основные усилия специализированных подразделений МВД сосредоточены на выявлении преступлений, совершаемых с использованием глобальной сети Интернет, ставшей основной площадкой для распространения наркотиков. Пристальное внимание уделяется также выявлению и пресечению каналов поставки в Беларусь наркотиков и их транзитных перевозок.
МВД совместно с Министерством образования анализируются и определяются наиболее действенные методики и психологические аспекты превенции (предупреждения) наркомании, способные оказать влияние на выбор поведения молодыми людьми.
В настоящее время МВД, Минздрав и Минтруда и соцзащиты ведут работу по созданию пилотного центра по проведению длительной реабилитации наркозависимых, включающего в себя социальную компоненту.
Решение проблемы наркопотребления зависит от организации эффективного межведомственного взаимодействия всех заинтересованных государственных органов и органов местного управления и самоуправления, общественных организаций.