2022 год - Год исторической памяти
2022 год объявлен Годом исторической памяти – Президент подписал первый указ
Правительству поручено с участием Генеральной прокуратуры, Национальной академии наук Беларуси, облисполкомов, Минского горисполкома разработать и утвердить республиканский план мероприятий по проведению в 2022 году Года исторической памяти.
Также Правительство будет координировать деятельность государственных органов, других организаций по выполнению названного плана.
Указ вступает в силу после его официального опубликования.
В последние минуты прошедшего года Президент подписал указ об объявлении 2022‑го Годом исторической памяти. В документе отмечается, что Год исторической памяти объявляется в целях формирования объективного отношения общества к историческому прошлому, сохранения и укрепления единства белорусского народа. О значении этого решения Главы государства — комментарии наших экспертов.
Год исторической памяти объявляется в целях формирования объективного отношения общества к историческому прошлому, сохранения и укрепления единства белорусского народа.
Белорусы — народ, чтущий реальные подвиги и достижения
2021‑й был Годом народного единства. Действительно, в это время мы как никогда поняли ценность единства белорусов, то, что его очень легко потерять и что его нужно беречь и укреплять. Без августа 2020‑го и последующих событий мы, видимо, так не оценили бы, насколько народное единство может быть хрупким и как нужно к нему относиться.И мы сделали правильные выводы. Учрежден новый государственный праздник — День народного единства — 17 сентября. Праздник давно у нас известный и наконец возвращенный для того, чтобы мы, белорусы, помнили и знали, когда и кем было добыто в борьбе наше территориальное и национальное единство. Учреждение этого праздника стало восстановлением исторической справедливости и необходимым вектором нашей политики памяти.
И это совершенно правильный вектор, который должен и будет продолжен в наступившем 2022‑м, объявленном Годом исторической памяти. Народ без исторической памяти быстро превращается в толпу манкуртов, готовых разрушать свои святыни и предавать память своих предков. Увы, такое случилось у наших братьев‑украинцев, где власть захватили люди, старательно и сознательно уничтожающие настоящую украинскую идентичность и заменяющие ее диким суррогатом из национализма и русофобии.
Мы в Беларуси никогда не должны этого допустить, хотя признаки появления такого же недуга отчетливо увидели на улицах наших городов. Современных людей, особенно очень молодых, как оказывается, можно превращать в ту самую послушную и склонную быть объектом самых подлых и циничных спекуляций толпу.
Разве могли мы раньше представить, что площадь Победы в Минске или музей истории Великой Отечественной войны будут пытаться осквернить символами, навсегда запятнанными коллаборантами, работавшими на нацистов? К сожалению, мы это увидели.
И вот чтобы этого больше никогда не повторилось, нам нужна целенаправленная, осознанная политика исторической памяти, чтобы наши люди знали и не забывали смыслы и ценности Победы, ценили подвиги и достижения предков и не позволяли отравить себя и своих детей идеологическим ядом. <blockquote>Поэтому 2022‑й стал Годом исторической памяти. Пришло время разгребать авгиевы конюшни в этой сфере и ответить себе и миру на вопросы: а являются ли польские герои нашими, белорусскими, а в каком положении находились предки большинства современных белорусов в Речи Посполитой и можем ли мы считать ее белорусским государством?</blockquote>
Да, и на эти вопросы, кроме всего того, что связано с памятью о Великой Отечественной войне, нам тоже придется давать честные ответы. Конечно, краеугольным камнем здания нашей исторической памяти будет именно восприятие событий последней войны, обнародование новых, ранее неизвестных, замалчиваемых фактов. И это уже происходит на примере расследования преступлений, связанных с геноцидом белорусского народа. Мы без лишней политкорректности стали называть имена преступников, многие из которых до сих пор живы и даже являются «героями» в некоторых соседних странах. Это давно нужно было делать, потому как наше молчание стали считать слабостью и безнаказанно пытались влиять уже на сознание наших людей.
Год исторической памяти — хороший повод расставить точки над «i» и показать себе и всему миру, что белорусы — это народ, чтущий свои реальные подвиги и достижения.
План
мероприятий по проведению в 2022 году
Года исторической памяти
№ п/п |
Наименование мероприятия |
Сроки реализации |
Ответственный исполнитель |
Мероприятия, направленные на укрепление единства белорусского народа и белорусской государственности |
|||
1. |
Проведение мероприятий, приуроченных к знаковым событиям в истории Республики Беларусь и имеющих особое историческое и общественно-политическое значение: - День памяти воинов-интернационалистов (15 февраля) - День защитников Отечества и Вооруженных Сил Республики Беларусь (23 февраля) - День Конституции (15 марта) - День единения народов Беларуси и России (2 апреля) - Праздник труда (1 мая) - День Государственного герба Республики Беларусь и Государственного флага Республики Беларусь (8 мая) - День Победы (9 мая) - День всенародной памяти жертв Великой Отечественной войны - День Независимости Республики Беларусь (День Республики) - День знаний (1 сентября) - День народного единства (17 сентября) - День Октябрьской революции (7 ноября) |
в течение года |
Классные руководители 1-11 классов, педагог-организатор |
2. |
Проведение мероприятий, классных и информационных часов, направленных на популяризацию государственных символов Республики Беларусь |
в течение года |
Классные руководители 1-11 классов |
3. |
Проведение мероприятий по популяризации становления и развития белорусской государственности (начиная с Туровского и Полоцкого княжеств) |
в течение года |
Классные руководители 1-11 классов |
4. |
Проведение мероприятий, посвященных памятным и юбилейным датам агрогородка, учреждения образования |
в течение года |
Классные руководители 1-11 классов, педагог-организатор |
5. |
Организация и проведение мероприятий, направленных на сохранение памяти об известных земляках. Социальная инициатива «Знать и помнить» |
в течение года |
Администрация школы, классные руководители 1-11 классов, педагог-организатор |
6. |
Проведение открытых диалогов, круглых столов для населения, в том числе молодежи, с участием руководителей государственных органов, представителей общественных объединений по теме сохранения исторической памяти |
в течение года |
Администрация школы, классные руководители 1-11 классов |
7. |
Участие в республиканских проектах, конкурсах, фестивалях, связанных с сохранением исторической памяти |
в течение года |
Классные руководители 1-11 классов |
8. |
Реализация информационно-образовательного проекта «ШАГ» («Школа Активного Гражданина») |
в течение года |
Администрация школы, классные руководители 1-11 классов |
9. |
Проведение акции «Мы – граждане Беларуси!» |
март |
Секретарь ОО «БРСМ» |
10. |
Участие в районном конкурсе патриотической песни, посвященном Году исторической памяти |
апрель |
Администрация школы |
11. |
Участие в районных военно-патриотических играх «Зарничка», «Зарница» |
май |
Классные руководители 1-8 классов, педагог-организатор, руководитель по военно-патриотическому воспитанию |
12. |
Участие в республиканском гражданско-патриотическом марафоне «Вместе – за сильную и процветающую Беларусь!» |
май |
Администрация школы, классные руководители 1-11 классов |
13. |
Проведение интеллектуальных игр «MostQuiz», посвященных Году исторической памяти |
в течение года |
Секретарь ОО «БРСМ» |
Мероприятия по сохранению исторической правды и памяти о героическом подвиге белорусского народа в Великой Отечественной войне |
|||
14. |
Организация книжной выставки «Эхо войны», фотовыставки «Знать и помнить», посвященной Великой Отечественной войне и тематике Года исторической памяти |
в течение года |
Учителя истории |
15. |
Участие в патриотическом проекте «Диалоги с героями» (встречи узниками концлагерей, тружениками тыла, ветеранами боевых действий и локальных конфликтов) |
в течении года |
Администрация школы, классные руководители 1-11 классов, руководитель по военно-патриотическому воспитанию |
16. |
Историческая квест –игра «По улицам родного города» |
май-июнь |
Секретарь ОО «БРСМ» |
17. |
Участие в спортивных, спортивно-массовых мероприятиях, туристических слетах, посвященных Году исторической памяти: - спартакиада Лельчицкого района в программе летнего многоборья «Защитник Отечества» среди юношей допризывного и призывного возраста; - весенний легкоатлетический кросс; - спортивные мероприятия, посвященные Дню Победы; - спортивные мероприятия, посвященные Дню Независимости Республики Беларусь. |
апрель апрель май июнь июль |
Учитель физической культуры и здоровья, руководитель по военно-патриотическому воспитанию |
18. |
Участие в патриотическом проекте «Цветы Великой Победы» («Родные лица Победы», эстафета памяти «Беларусь помнит. Помним каждого», «Память сердца», «Звон скорби»); |
в течение года |
Администрация школы, классные руководители 1-11 классов, руководитель по военно-патриотическому воспитанию |
Мероприятия по увековечению памяти жертв геноцида белорусского народа в годы Великой Отечественной войны |
|||
19. |
Проведение работ по благоустройству и поддержанию в надлежащем состоянии воинских захоронений и захоронений жертв войн |
в течение года |
Руководитель по военно-патриотическому воспитанию |
20. |
Создание в школе выставки, посвященной жертвам геноцида белорусского народа в годы Великой Отечественной войны, проведение памятных мероприятий |
в течение года |
Учителя истории |
21. |
Проведение мероприятий, посвященных памяти узников фашистских концентрационных лагерей и жертв деревень, сожженных карателями в годы Великой Отечественной войны |
в течение года |
Администрацияшколы, классные руководители 1-11 классов, педагог-организатор |
Мероприятия по сохранению и популяризации историко-культурного и природного наследия |
|||
22. |
Проведение акций, субботников по наведению порядка и благоустройству территории населенного пункта, памятных мест и воинских захоронений, озеленению территории |
в течение года |
Руководство школы, классные руководители 1-11 классов, педагог-организатор, руководитель по военно-патриотическому воспитанию |
23. |
Организация и проведение экскурсии по историческим местам Лельчицкого района, Республики Беларусь (включая мемориальные комплексы, места боевой и партизанской славы, захоронений жертв геноцида белорусского народа, достопримечательности и святыни Беларуси) в музейные учреждения для ознакомления с экспозициями, посвященными жертвам геноцида белорусского народа в годы Великой Отечественной войны |
в течение года |
Классные руководители 1-11 классов |
24. |
Проведение мероприятий, направленных на популяризацию белорусского языка |
в течение года |
Учителя белорусского языка и литературы |
25. |
Марафон исторической памяти «Никогда не забудем» (велопробеги, экскурсии, диалоги поколений, благоустройство воинских захоронений, памятников и обелисков) |
в течение года |
Секретарь ОО «БРСМ» |
26. |
Мероприятия, посвященные Международному дню родного языка: - размещение публикаций о белорусских писателях в средствах массовой информации; - проведение районного конкурса «Пішу вершы па-беларуску»; - проведение акции «Усебеларуская дыктоўка» |
21 февраля |
Учителя белорусского языка и литературы |
27. |
Молодежные интерактивные площадки «Ад прадзедаў спакон вякоў….» |
июнь-август |
Педагог-организатор |
Сохранение и увековечение памяти о выдающихся личностях, внесших значительный вклад в развитие Отечества |
|||
28. |
Проведение мероприятий, посвященным юбилейным датам: - 140-летие со дня рождения народного поэта Беларуси Якуба Коласа - 140-летие со дня рождения народного поэта Беларуси Янки Купалы - 140-летие со дня рождения белорусского архитектора Иосифа Лангбарда - 135-летие со дня рождения белорусского писателя и государственного деятеля Дмитрия Жилуновича - 130-летие со дня рождения белорусского хорового дирижера, народного артиста Беларуси Григория Ширмы - 100-летие со дня рождения народного художника Михаила Савицкого - 105-летие со дня рождения народного писателя Беларуси Янки Брыля - 110-летие со дня рождения народного поэта Беларуси Максима Танка |
в течение года |
Классные руководители 1-11 классов, педагог-организатор, музыкальный руководитель |
29. |
Организация работы по присвоению студенческим отрядам, пионерским дружинам, улицам и площадям населенных пунктов имен героев Великой Отечественной войны, Героев Советского Союза, выдающихся и знаменитых земляков |
в течение года |
Администрация школы |
30. |
Проведение конференций, круглых столов, семинаров, чтений, посвященных формированию объективного отношения общества к историческому прошлому, сохранению исторической памяти |
в течение года |
Классные руководители 1-11 классов |
Мероприятия по информационному сопровождению Года исторической памяти |
|||
31. |
Проведение единых дней информирования в трудовом коллективе и учреждении образования по тематике Года исторической памяти |
в течение года |
Администрация школы |
32. |
Изготовление и размещение листовок с символикой Года исторической памяти |
в течение года |
Классные руководители 1-11 классов |
33. |
Создание на сайте учреждения образования раздела «Год исторической памяти» с последующим размещением информации о мероприятиях, приуроченных к Году исторической памяти |
в течение года |
Ответственный за сайт школы |
УРОКИ ПАМЯТИ
В целях дальнейшего совершенствовани патриотического воспитания учащихся, сохранения исторической памяти о событиях Великой Отечественной войны, подвига советского народа в годы войны в учреждении образования для учащихся 5-11 классов прошел урок памяти "Нам этот мир завещено беречь".